16:20 А если пластик, то какой..? |
За десятилетия использования пластиковый трубопровод довольно плотно вошел в ассортимент отечественных компаний, занимающихся строительством объектов сферы нефтепродуктообеспечения. Высокая надежность, простота в монтаже, долговечность – вот далеко не полный список достоинств продуктопроводов, выполненных из этого материала. Но количество опций и возможностей довольно сильно колеблется в за висимости от производителя труб. В данном материале мы расскажем До конца 90-х годов в России при строительстве автозаправочных станций в качестве трубопровода для подачи топлива от емкости до топливораздаточной колонки использовали обычные металлические трубы. Потом пришло время пластика, который по большинству параметров значительно превосходил металл. Вот и сегодня все крупные нефтяные компании уже на этапе проектирования автозаправочных станций прописывают по умолчанию пластиковые трубопроводы. Это сейчас устоявшаяся и неоспоримая тенденция. Однако несмотря на высокую популярность пластика до сих пор можно найти новые станции, построенные с применением металлических труб, и сотрудники стройкомпаний, выполняв-шие подрядные работы на таких объектах, эмоционально и, как им кажется, весьма обоснованно утверждают, что металлические трубы ничем не хуже. В этом материале мы попробуем разобраться есть ли разница, какую трубу использовать, и насколько выгоднее пластик, а не металл. Рассмотрим особенности в работе с металлической трубой. Монтаж такого трубопровода занимает довольно много времени и требует присутствия на объекте большого количества рабо-чих. Как правило, это связано с массой самих труб и выполнением сварочных работ квалифицированным, а следовательно более дорогостоящим персоналом. Это не учитывая проблемы с доставкой и хранением на объекте. После завершения сварочных работ необходимо тщательно проверить все сварные соединения на герметичность, провести усиленную гидроизоляцию трубопровода для продления срока его службы в нормальных грунтах. Что тоже не бесплатно и требует квалифицированного персонала. Добавляем также стоимость лотков, в которые укладывается труба, монтажа и герметизации. И это только выполнение работ, без учета характеристик самого материала. Теперь давайте сравним характеристики труб из пластика и металла. 1. Трубы из полиэтилена не подвержены коррозии, что позволяет использовать их более 30 лет. Срок службы металлической трубы значительно меньше. Причем при неправильно выполненных гидроизоляционных работах металлические трубы могут прийти в негодность всего за несколько лет. Внутренняя поверхность металлической трубы постоянно коррозирует, и частички ржавчины забивают фильтрующие элементы ТРК, что отражается на ее работоспособности. 2. Полиэтиленовые трубы за счет своих физических свойств обладают очень хорошей пластичностью, что при эксплуатации в напорных системах снимает вероятность разрыва трубы от гидравлических ударов. Кроме того на станциях довольно часто происходят подвижки грунтов, которые пластиковая труба за счет своих свойств довольно легко выдерживает. А в случае с металлическим трубопроводом даже небольшое смещение грунта может вызвать разрыв трубы с последующим разливом топлива. 3. Для монтажа полиэтиленовых труб не нужен персонал высокой квалификации, отсутствует необходимость в проведении сварочных и монтажных работ. Все соединения и повороты трубы выполняются посредством специальных фитингов, уголков и прочей фурнитуры, поставляемой вместе с трубой и позволяющей добиться полной герметичности соединений. Для работ с металлическими трубами требуется бригада квалифицированных сварщиков, специальное оборудование для проверки герметичности сварных соединений, правильное выполнение изоляционных работ. 4. При использовании полиэтиленовых труб можно без проблем модернизировать АЗС, добавляя новые линии трубопроводов. В случае же с металлическими трубами выполнить такие работы крайне затруднительно, так как потребуется дегазация продуктопровода для сварочных работ. 5. В последние годы довольно высоким спросом стали пользоваться двустенные полиэтиленовые трубы. Такая конструкция (труба в трубе) позволяет избежать утечки топлива при разрывах в следствие гидравлического удара на напорных системах подачи топлива. Кроме того нередко встречаются земельные участки, строительство АЗС на которых возможно только в случае применения повышенных экологических требований. Для таких мест двустенный трубопровод – единственно возможное решение. В случае же с металлическими трубами строительство в таком месте станции было бы просто не возможно. На сегодняшний день пластиковый трубопровод является более современным и технологичным, упрощающим и ускоряющим строительство АЗС. Сегодня на рынке оборудования для АЗС представлено довольно много полиэтиленовых труб различного производителя. Они разнятся между собой страной производства, стоимостью, ассортиментом фурнитуры, качеством самого пластика и множеством других параметров. Но в данном материале мы хотим остановиться на продукции известного шведского производителя, обладающего уникальными на сегодняшний день технологиями производства пластиковой фурнитуры с электропроводящим слоем (антистатичным). Это известная более ста лет компания KPS (Kungs rs Plast AB), уже четверть века занимающаяся производством полиэтиленовых труб и фитингов для нефтяной промышленности. Система KPS Petrol Pipe System™ – это всеохватывающее решение по транспортировке жидкого горючего в подземных трубопроводах, с характеристиками, учитывающими вопросы экологии, здоровья и безопасности, долговечности и экономичности. Системы KPS известны в России от Калининграда до Владивостока. Более 1800 станций построены в РФ с применением трубопроводов KPS. Продукцию этой компании используют крупнейшие нефтяные гиганты страны – «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, ВР, «Роснефть» и многие другие частные предприятия. Рассмотрим более подробно, за счет каких качеств трубопровод KPS получил такую известность в России и по всему миру. 1. Продукция KPS Petrol Pipe System™ применима для любого известного жидкого моторного топлива, включая бензин, дизтопливо, этанол и метанол в различных концентрациях и смесях. 2. Уникальный барьер проникновения. Трубопроводы KPS имеют уникальную конструкцию со слоями, химически соединенными на молекулярном уровне. Эта технология принадлежит исключительно KPS и исключает использование клеящих средств, как принято у других производителей. Данная технология соединения слоев гарантирует их нераздельность и высокую стойкость к агрессивным средам. Именно такой способ соединения слоев дает наиболее эффективный из имеющихся аналогов барьер проникновения, предотвращающий диффузию углеводородов сквозь стенку трубы. Благодаря уникальной технологии облицовки и приверженности качеству продукции, KPS в 2005 г. стала первой компанией на рынке, получившей аттестацию EN 14125. Система KPS Petrol Pipe System™ также аттестована в последней редакции стандарта UL 971. Долгосрочные испытания (более 2 лет) на уровень диффузии опытным путем доказали, что уровень проникновения углеводородов сквозь стенку трубы остается очень низким – не более 0,03 г/м3. На сегодняшний день этот показатель является лучшим среди аналогичных изделий, представленных на рынке. 3. Колоссальная прочность трубы. Трубопроводы KPS на основе полиэтилена имеют давление разрыва, значительно превышающее 40 бар. Фактически это означает, что, в сравнении со средним рабочим давлением порядка 3,5 бар, трубопровод компании KPS обеспечивает более чем десятикратный коэффициент безопасности. 4. Токопроводящий слой в трубах и фитингах KPS был специально разработан для решения проблемы, возникающей электростатической опасности, проблемы, которой с каждым годом все больше и больше уделяют внимание во всем мире. Дело в том, что физика – наука точная, ее законы отменить невозможно. И отрицание того факта, что при движении нефтепродуктов в трубе возникает статическое электричество, проблемы не снимает. Поэтому вопросу статики, то есть безопасности объектов, надо уделять повышенное внимание. Токопроводящие трубы KPS имеют множество специфических преимуществ. Их конструкция содержит дополнительный слой – токопроводящую внутреннюю облицовку, которая придает трубам их токопроводящие свойства. Поскольку трубы должны заземляться, статическое электричество будет безопасно уходить в землю, что полностью исключает какие-либо проблемы, связанные со статическими зарядами и возгораниями из-за образования статического разряда в трубопроводе. Токопроводящие трубы соответствуют самым современным требованиям стандартов EN 14125 и UL 971 и допущены к применению в Германии. KPS это единственная в мире компания, производящая системы трубопроводов, соответствующие стандарту EN 134631-1. Данный стандарт определяет основной метод и требования к проектированию, монтажу, испытанию и маркировке неэлектрического оборудования, предназначенного для эксплуатации в потенциально взрывоопасных средах. Кроме того компания KPS получила сертификат ATEX на пластиковый бензопровод. Французский испытательный институт INERIS после серии тестов выдал на ассортимент токопроводящих труб KPS сертификат, соответствующий пользовательской директиве ATEX 1999/92/EC. 5. Для обеспечения дополнительной экологической безопасности KPS разработаны двустенные системы трубопроводов. Благодаря применению вспомогательной внешней трубы поверх основной внутренней создается меж-стенное пространство. Данная технология значительно повышает экологическую безопасность автозаправочной станции, позволяет посредством системы датчиков контролировать целостность трубопровода и проникновения топлива в межстенное пространство. 6. KPS Petrol Pipe System™ предоставляет 30-летнюю гарантию на все свои изделия. Компания отвечает требованиям ISO 9001 и ISO 14001, в соответствии с которыми срок службы труб превышает 50 лет. Итак, в этом материале мы рассмотрели продукцию одного из мировых лидеров в производстве пластикового трубопровода – шведской компании KPS Kungsors Plast AB. Как можно было убедиться из всего вышесказанного, пластиковый трубопровод KPS – это современное, высокотехнологичное и надежное оборудование, позволяющее решить массу задач: упростить строительство и эксплуатацию автозаправочных стан-ций, добиться их бесперебойной работы и, что важно, безопасности. Виктор Рачковский СОВРЕМЕННАЯ АЗС, СЕНТЯБРЬ, 2013 |
|